Врач-гомеопат(Бровары)-Лекции профессора Костинской Н.Е. в семейном центре "Розмарин"                      

  Автор: Костинская Наталия Евгеньевна                    

   ЗАТКНИТЕ УШИ ИЛИ КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

консультация гомеопата Бровары,лекции,«Здравый смысл может пригодиться, но прорывы требуют воображения».

 Харри Беквит (Harry Beckwith),  руководитель рекламной маркетинговой фирмы Beckwith Partners

 Чтобы ребенок был здоров и счастлив,  нам нужен здравый смысл. Здравый смысл – это умение рассуждать здраво или разумно. В этом и первая трудность. Все считают, что они разумны, а значит, рассуждают здраво.  Всего лишь 30 лет назад считалось, что качать ребенка – вредно. Кормить грудью надо строго по часам. Наши бабушки были бы в шоке, узнав, что грудному малышу не дают воду и кормят грудью по первому требованию.   И то, и другое разумно и имеет свое объяснение. Где же здравый смысл? Итак, разумность и здравый смысл — вещи, мягко говоря, разные. Здравый смысл часто  подменяют иллюзии, которые тоже плод нашего разума. Прислушиваться к тому, что говорят…., но у каждого свой здравый смысл и свои иллюзии. Как разобраться в том, что правильно для нашего ребенка или для нас, а что нет, что разумно, а что не имеет здравого смысла. Может быть здравый смысл – это общепринятое мнение?


Почему наш здравый смысл часто заменяется общепринятыми представлениями, которые мы считаем единственно правильными. Наши чувства сегодня атакуются информационными средствами, рекламой, телевидением, радио. Мы привыкаем жить во лжи и не обращаем на нее (а ведь это ужасно!) никакого внимания. Посмотрите, чем занимаются дети в самолете, поезде, в парке и  даже в ресторане. Или играют мобильным телефоном, или «сидят» в айподе. Они ничего не видят кругом, с трудом и автоматически проглатывая то, что есть на тарелке. Наши чувства уже с детства устают от этой информационной атаки, защищаются от нее, притупляются. Во многих случаях появляется необходимость в дополнительном стимулировании, что приводит к появлению пагубных привычек. Кроме внешнего «нападения» на наши чувства, существует угроза и нашим внутренним чувствам. Из нашего подсознания, благодаря все тем же средствам массовой информации, извлекаются тревоги, страхи, злость, ненависть, зависть, гордыня и т.д. Эти атаки направлены против самой сущности человека как существа не только разумного, но и независимого в своих мыслях.  Ежедневная бомбардировка (так и хочется применять военную терминологию) ложной информацией вызывает сильные эмоции, страхи, желания. Ложь сегодня – это такой себе культурный феномен, принимаемый без малейшей критики. Мы принимаем ложь автоматические, как единственный правильный аргумент.

Мы поймем, что такое здравый смысл, если будем развивать чувство истины. Мама больного (врожденное заболевание) ребенка интуитивно считает, что прививки ее ребенку не показаны, но разум подсказывает ей, что может быть все-таки лучше их сделать, как ее убеждают окружающие.  Какое принять решение? Выбор всегда труден.  Для того, чтобы разобраться в своих противоречивых мыслях, желаниях, поступках, сегодня, как никогда необходимо развивать чувство истины, то независимое свободное суждение, которое и позволит отличить правду от лжи, поможет развить свой здравый смысл. Для развития чувства истины необходимы все наши 12 чувств, такие как обоняние, зрение, вкус и другие, о которых мы будем говорить в дальнейшем. Также как и другие чувства, чувство истины нуждается в воспитании, упражнении практическом применении. Без чувства истины любое познание лишено смысла. Простое упражнение, которое показывает уровень падения современной культуры в отношении чувства истины: уделите немного времени для размышления над полученной информацией (из газеты, радио, через телевидение, на прогулке, в магазине, по почте, в беседе и т.д.), поставьте себе вопрос «Правда ли это?». Вы обнаружите, что лишь небольшая часть этой информации точна.

Чувство истины, если не востребовано или не воспитано, пропадает. Подумайте о тех моментах своей жизни, когда вы испытывали чувство истины, уверенности, что вот это правда, должно быть только так. И тут же хитрющий разум подсовывает вам сомнения. Но хотя бы несколько мгновений мы уверены, что это правда. То есть чувство истины присутствует в нас, но распознать мы его может только при его использовании. Нужна практика. Даже мускулы тела атрофируются, если их постоянно не напрягать. То же самое происходит и с чувствами, если они не используются объективно. Это относится ко всем 12 чувствам, включая и самые духовные из них, такие как чувство речи, чувство мысли и чувство «Я». Наши чувства, как правило, субъективны. Со студентами на лекции мы сделали такое упражнение. Разрезанные на несколько частей рисунки, получил каждый из них. Нужно было описать, что он видит. После этого части рисунков соединили в общий рисунок. Соединенный воедино рисунок представлял совсем другую картину. Так и в жизни, мы видим лишь маленькую часть большой картины мира, а по ней пытаемся судить о Мире в целом.

Отсутствие здравого смысла препятствует истинным встречам с другим человеком, природой, звездами, с новым социальным окружением, духовному общению с миром. В современном обществе увеличивается пропасть между отдельными людьми, группами, нациями. Возрастающая индивидуализация делает человека более жестким, односторонним, замкнутым, в личной жизни несчастливым. Мы переживаем в другом человеке только то, что живет в нас, что хорошо нам знакомо, хотя и считаем при этом, что произошла встреча. Все, что существенно отличается от нас, незнакомо нам, остается незамеченным. Это касается не только личной встречи, но и способности к совместной работе, способам разрешения конфликтов, принципам развития организаций. Все формы отношений основаны на способности встречи с другим человеком. Нередко люди, прожившие или проработавши вместе много лет, вдруг обнаруживают, что совсем не знают друг друга. Способность к встрече заключается в том, как мы переживаем уникальную индивидуальность другого человека, как мы впускаем его в свой внутренний мир и при этом остаемся самими собой. Как мы готовы изменить себя вследствие этой встречи. Сколько раз я наблюдала успешных в бизнесе молодых женщин и несчастливых в личной жизни. Не случайно на многих языках встреча означает противостояние (begegnen – по-немецки или rencontrer – по –французски). Встреча подразумевает не только внешнее противостояние, но и внутреннее преодоление себя, чтобы принять в себя нечто чужеродное, свойственное другому человеку.  Кому-то мы верим, кому-то нет, а почему и сами не знаем.

Мы все в жизни играем в разные игры и носим разные маски, поэтому и здравый смысл каждый из нас понимает по  – разному. Один видит в происшедшем лишь стечение обстоятельств, другой – судьбу. Возьмем простой пример. Чтобы уговорить ребенка съесть кашу, обещаем конфетку или просмотр мультика. Торгуемся? Или это единственный шанс накормить. Зачем кормить ребенка, если он не хочет.  Один скажет – только так можно заставить ребенка позавтракать. Другой ответит – конечно же, нет. Если ребенок не хочет есть, значит, он сыт, и мы  идем на компромисс, и в конечном итоге позволяем ему вытянуть из нас конфетку или лишние 30 минут на мультик. Кто  прав. На данный конкретный момент времени оба. А в перспективе?  Вырастает ребенок, который  может нами манипулировать? Или это мелочи: он вырастет и все забудет. Возможно и то, и другое. В чем здравый смысл – а нас можно накормить, если мы не хотим или не любим  эту кашу. Чем ребенок отличается в этом вопросе от нас? Взрослыми принято считать, что ребенок маленький и многое не понимает, а поэтому ему надо это все объяснять. Что надо регулярно кушать, что каша полезна и т.д. Ребенок не может понять таких объяснений. Зато сколько отрицательных эмоций в этот момент получает его душа. Мелочи! – но именно из мелочей и состоит наша жизнь. Это и есть тот жизненный опыт, который мы получаем. Так формируется наше мировоззрение, характер, чувства. А потом, имея собственный детей, мы повторяем часто эти методы воспитания.

Без здравого смысла не понять вопросы  своей жизни. Те первые знания, которые мы получаем в нежном детском возрасте – являются именно той почвой, куда засеваются семена уже базовых учений и жизненного опыта. Мы все – родом из детства, и в зависимости то того, как оно прошло, мы и живем дальше. Такие чувства, как чувства  осязания, жизни, движения, равновесия, обоняния, вкуса, зрения, тепла, слуха, языка, мысли и чувство «Я» приобретаются в раннем детстве. Эти чувства необходимы, чтобы расти, развиваться, в детстве задавать вопросы, а во взрослой жизни уметь отвечать на них. В детстве ребенок переполнен вопросами. Однажды маленькая девочка, показывая мне на месяц, спросила, а что он там делает, почему домой не идет. Чудесно, не правда ли? Взрослые таких вопросов не задают.  Туманные ответы взрослых тормозят детские вопросы. По  мере взросления мы спрашиваем  все меньше и меньше. Отмахиваясь от вопросов, на которые мы не находим ответа,  начинаем называть их проблемами. Настоящие личные вопросы всегда связаны с нашими эмоциями, чувствами. Они не дают нам покоя, вызывают смутное беспокойство, страх, тревогу. Каждый вопрос основан на чувстве. Неразрешимый вопрос превращается в неразрешимую проблему. Вопрос, на который мы нашли ответ, знаменует рано или поздно наше новое развитие. Но правильный ответ предполагает наличие здравого смысла.

Дети обладают врожденным  чувством здравого смысла! Один из моих однокурсников, сегодня, как он себя называет «многодедный дедушка» рассказал такую историю из своей жизни: пятилетнюю девочку ставят в угол. Она спрашивает: «Папа, сколько ты весишь?» Папа отвечает. «Мама, а ты сколько весишь?» Мама отвечает. «А я сколько вешу?» Отвечают. «И это вы на меня со своим весом, на такую маленькую?»

Наши современные дети сознательнее, интеллектуальнее, чувствительнее к миру, в который пришли, они умеют выполнять одновременно несколько дел, адаптировались к спешке и стрессам, прессингу информационной нагрузки.  Но у них стало больше проблем со здоровьем. Теперь им знакомы болезни, которые в прошлом веке практически не встречались, например СПИД. Развиваются они постепенно, нарушая работу организма, и от этого являются еще более опасными. Появились проблемы так называемых гиперреактивных детей*, детей индиго* и детей-кристаллов* (следующая фаза развития детей индиго). Новое поколение болезненнее предыдущих реагирует на агрессию внешней среды и прием фармацевтических препаратов. Старые методы лечения, воспитания, развития уже неэффективны. К тому же двадцатый первый век внес существенные коррективы в систему отношений в семье, изменил и психику, и физиологию и детей, и взрослых.

Меня поражает, как в некоторых молодых родителях прагматизм сочетается с духовностью. Правда, равновесие часто нарушается и материалистическое восприятие окружающего мира все-таки доминирует. Понятие «совесть» превращается в нафталиновую ветошь. Борьба добра и зла, в которой добро выигрывает, осталась только в мультиках и сказках.  Воровство воспринимается как талант, а благотворительность как хитрость. Но время не повернуть вспять. Каждое поколение выбирает свои вечные ценности. Поэтому не стоит горевать о прошлом, что снег раньше был белее и вообще был, а надо просто понять, что изменилось восприятие, изменилось время.

Для сегодняшней молодежи в век массированной информационной «бомбардировки» вопрос здравого смысла еще более актуален. Эпоха категоричности: добра и зла, черного и белого, да и нет ­– ушла вместе с прошлым столетием. Сегодня настала эра полутонов, неоднозначных ответов на многие вопросы. К примеру, какой брак лучше: официальный, гражданский или гостевой? Каждая семья живет по своим законам. Не исключено, что ребенок, выросший в крепком и честном гражданском браке, будет более гармоничен и морально устойчив, чем дитя несчастливого официального супружества. Здравый смысл здесь в том, где лучше будет ребенку. Жизнь стала сложнее, противоречивей. И если ХХ век был веком следования четким правилам и уставу, то сегодня мы движемся ко Времени Торжества не только Разума, но Духа и Души. Но на стыке эпох всегда происходит борьба. Зло не сдается без боя. В том числе и зло от медицины. В Европе 7 лет длилась борьба с аюрведическими лекарствами, и сегодня распространение их ограничено. Репрессии коснулось и гомеопатических, и антропософских лекарств. Фармакологический глобальный бизнес (второй по масштабам после торговли оружием) наступает, желая подсадить на таблетку не только нас с вами, но и будущие поколения.

Будущие поколения – как громко сказано, а это просто наши дети. Дети, которые нужны Миру, в который они пришли. Для того, чтобы усовершенствовать и себя, и его. Не для нас родителей, ни для бабушек и дедушек, а для себя самих и для Мира, который меняется,  и который они же и изменят в очередной раз. Да, мир изменчив, и в вопросах лечениях тоже.  На что же полагаться родителям – на опыт бабушек, на свой опыт, на последние интернет – новинки? Лучше всего на собственный здравый смысл. А он опять же у каждого свой. Именно поэтому так сложно понимают друг друга разные поколения. В вопросах воспитания правильнее доверять родителям, а бабушкам и дедушкам не вмешиваться авторитарно в этот процесс. Помочь, если попросят, но не навязывать свои убеждения. Хотя знаю  по себе, как трудно воздержаться от наставлений. Пусть у молодых родителей будут ошибки, но это их ошибки. Они на них учатся. Да и ребенку возможно надо пройти через какое- то испытание. Так формируется собственное мнение, личная позиция и у родителей, и у детей.  Довериться родительской интуиции, пусть у них тоже формируется здравый смысл. Который, кстати, может отсутствовать у старшего поколения, так как возраст это не гарантии здравомыслия.

Иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать важно особенно  в той части жизни, которая связана с медициной, здравоохранением, болезнями и их лечением. Ведь речь идет о самом дорогом – нашем здоровье и здоровье ребенка. Не здраво полагаться на постановления консервативных бюрократических структур. Например, правила о вакцинации не пересматривались более 50 лет. А рекомендация не давать воду грудничкам, на самом деле,  предназначена для африканских стран с некачественной водой, где грудные дети гибнут от кишечных инфекций. В нашей же стране следование африканским стандартам приводит к непрогнозируемым нарушениям в работе печени и почек у детей с раннего возраста. К слову, в России, такие рекомендации не приняты. Там стоит только один вопрос, а сколько давать воды детям, находящимся на грудном вскармливании. Родителям трудно разобраться в правильности тех или иных советов. Но выслушать несколько мнений, собрать информацию, послушать свой ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ и сделать выводы – это реально. Недавно американцы в своих исследованиях показали, что чем чаще человек проходит диагностику и получает лекарства, тем чаще болеет. Вспомните себя, когда вы идете на прием к врачу: ожидание, тревога, смятение, даже страх. Каждое посещение – это практически стресс. Задуматься об этом стоит, хотя и в другую крайность бросаться не стоит.

Посмотрим на примере вопроса давать воду грудному ребенку или нет, потренируем умение думать здраво. Молоко – сложная водная эмульсия, в состав которой входят жировые капельки, белки, углеводы, соли, витамины, микроэлементы и другие вещества. Все составляющие можно разделить на питательные вещества, восполняющие энергетические и пластические потребности детского организма и непитательные, необходимые для созревания и роста, развития, защиты от инфекций и др. Но однозначно, что грудное молоко – это не вода, а эмульсия, питательная смесь, пища.  Если здоровый ребенок может и не нуждаться в первые месяцы в воде (он будет отказываться от нее), то дети с аллергиями, диатезами будут страдать от ее нехватки. Из общего количества воды в организме примерно 50% воды содержится в мышцах, 13% — в костях, 16% — в печени, 5% — в крови. Вода сосредоточена как внутри клеток, так и вне их. Подумайте и еще раз почитайте эти цифры. Ребенку надо расти. И в первую очередь растут кости и мышцы, а им необходима вода. Печень –  главная «химическая лаборатория» нашего организма. Как она будет работать без воды. Молоко надо переваривать, остатки выводить через почки или кишечник.

Как- то на моих глазах ребенок с диатезом во время очередного, как всегда непланового кормления,  стал красным. Так я впервые узнала, что есть рекомендации по ограничению воды грудным детям. Эта же мама на моих глазах в течение полутора часов несколько раз приложила ребенка к груди. Так беспорядочное кормление имеет еще свои последствия. Во-первых, питьевой режим заменяется пищевым, а это дорога к нарушению обменных процессов и ожирению. Во-вторых, нарушение ритма питания нарушает работу внутренних органов, которые работают согласно суточным часам. Например, печень с 15.00 до 3.00 «запасает» гликоген, создает стратегические энергетические запасы, а с 3.00 до 15.00 «освобождает» глюкозу, обеспечивая нашу дневную активность. Ферменты желудка вырабатываются каждые 3 – 3.5 часа, а беспорядочное кормление дезорганизует работу желудочных ферментов. Это дорога к гастриту, язвам. Так же по часам работают почки, кишечник, выделяются гормоны. Суточный ритм – это основа ритмичной работы наших органов, базис нашего здоровья. Это очень важный ритм работы организма в целом. Представьте  только, что именно он нарушается с первых дней жизни. Я никогда не убеждаю в чем – либо родителей своих маленьких пациентов. Я всегда даю возможность им подумать и решить самим. Невозможно жить по подсказке. Здравый смысл каждый приобретает сам. Ставьте себя на место ребенка. Попробуйте не пить сами хотя бы один день.

Анализ показал, что и у младенцев клетки содержат особым образом структурированную воду. Если рассмотреть ее под микроскопом при увеличении в 20 тысяч раз, можно увидеть структуру, напоминающую «снежинки». Эта вода получила название кластерной. Доказано, что она оказывает мощное оздоравливающее воздействие: выводит токсины из клеток и замедляет старение. Вода составляет основу нашего тела. Внутри нас текут реки и ручейки. А сами мы — не что иное, как система сообщающихся сосудов, по которым движутся потоки разнообразных жидкостей, взаимодействующих между собой. Наша жизнь поддерживается химическими реакциями в водном растворе, поступлением питательных веществ в клетки через межклеточную жидкость и удалением отработанных продуктов через нее же.  Организм взрослого человека где-то на 70 процентов состоит из воды, ребенок еще более «мокрый». А процесс старения, по сути дела, — это потеря клетками влаги и истощение водных ресурсов организма. Шестинедельный человеческий эмбрион состоит из воды на 97,8 процента, а «постаревший» за несколько месяцев новорожденный — уже значительно меньше, не более 83 процентов. Вода в органах человека распределена неравномерно. Больше всего ее содержит головной мозг — 90 процентов. В крови ее — около 81 процента, в мышцах — 75. Кожа и печень состоят из воды на 70 процентов. Даже в костях ее — 20 процентов. Сами мы — не что иное, как «одушевленная» вода. Вот и думайте сами, нужна вашему грудному ребенку вода или нет. Это и будут первые шаги на пути здравого смысла.

Второй пример касается прививки против гепатита В. Давайте тоже разберемся. Где заражаются гепатитом В. В Азии, Африке, Южной Америке, из ближайших стран – в Молдавии. В местах, где собираются лица, употребляющие инъекционные наркотики, в салонах пирсинга и татуажа, парикмахерских (маникюр, педикюр), стоматологических кабинетах. Это происходит при совместном использовании колюще-режущих предметов (маникюрный набор, станки для бритья), одного шприца для введения наркотиков, при пирсинге, татуаже с использованием плохо обработанного инструментария, при проведении медицинских манипуляций, половым путем и от инфицированной матери ребенку во время прохождения его через родовые пути (если мать является носителем вируса гепатита В). В лечебных учреждениях через кровь носителя вируса гепатита В. Контактно-бытовым путем (при разговоре, через слюну, пищу) не передается. Поэтому для окружающих заболевший гепатитом В не опасен. Иммунитет от прививки сохраняется в большинстве случае около 10 лет, а заболевают чаще всего в возрасте 20 – 49 лет. В 90% случаев пациенты с острым гепатитом в легкой или среднетяжелой форме выздоравливают самостоятельно. Прививки, напоминаю, делают на первом году жизни, часто сразу в роддоме. Подумайте, взвесьте все за и против и принимайте осмысленное, здравое решение: делать Вашему ребенку эту прививку или другую. Обратитесь к врачам, с мнением которых вы считаетесь. Но в любом случае, решение за вами.

Вам придется брать ответственность за здоровье ребенка на себя.  В нашей стране, если что – то  с ребенком случится, никто не виноват или виноват сам ребенок. Одна мама решила не делать прививки своему ребенку. Давление со стороны врача был настолько сильное, что мама, в конце концов, потребовала от врача письменного подтверждения ее ответственности в случае, если с ребенком что-то произойдет. Врач такой бумаги не дала, но и прививки требовать перестала. Я посвящу одну из глав мифам касательно прививок. Но запомните, что для вас важнее: здоровье ребенка или следование общепринятому мнению, если оно даже медицинское. Очень часто родители делают прививки, исходя из страха, что не примут в садик или школу. Я не хочу здесь обсуждать  этические вопросы запугивания, которые есть следствием прямого нарушения прав человека.  Например, детей в детских домах и домах ребенка надо прививать: отсутствие родительской любви, не идеальные условия, социальные проблемы. Государство должно стоять на страже государственной безопасности. Но это не относится к каждому конкретному человеку. Каждый должен сам выбирать линию своего поведения. Для этого человеку необходима отве́тственность. Ответственность – это его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации. В конечном итоге ответственность – это  готовность принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты. Но ведь значительно легче, когда отвечать будет кто-то другой. Забывая при этом, что за нездоровье ребенка в этом случае уже никто не отвечает. Врач не несет ответственности – он все сделал по инструкции. Родители – тоже, так как поверили врачу, следовавшему инструкциям. Кто виноват? «Виноват» ребенок – пострадало его здоровье. Пример с прививками просто более нагляден. Но вопрос ответственности стоит во многих других случаях. А правильность поведения в том или ином случае может подсказать опять же здравый смысл.

Путь ребенка в большой мир начинается с беременности. А раз так , то точнее сказать, что официальный путь  начинается с постановки будущей мамы на учет в женскую консультацию. Все мы, конечно, понимаем, что беременность – не болезнь, но так как состояние особенное, то по-прежнему есть хороший момент перестраховки. Сразу куча анализов. И диагнозы, часто вызывающие паническое состояние у будущей мамы, например «старая первородящая». Почему наша медицина основана на запугивании? Да чтобы в случае чего сказать, что мы предупреждали.  Чтобы снять с себя всю ту же ответственность. «Мы говорили, мы по инструкции, мы по протоколу». Должна быть золотая середина. Так чтобы не навредить, но и не запугать. Одна из моих подопечных, как только стала на учет в женской консультации, сразу из здоровой женщины превратилась в больную. Беременность ведется по общим протоколам, а не по индивидуальным показаниям женщины. Аналогично с лечением  болезней — к каждой прилагается стандартный перечень манипуляций и лекарств.  Трудно выработать современному врачу здравый смысл в рамках инструкций и протоколов. Еще труднее самим пациентам.

Жаль, но и в воспитании и в образовании собственных детей родители зачастую полагаются на навязанные кем-то стереотипы. К примеру, сегодня в коммерческих группах садиков и школ увеличивают учебную нагрузку детей до такой степени, что это начинает мешать их развитию. Дети рождены быть свободными, а это возможно только у родителей, не скованных педагогическими догмами и  воспитательными предрассудками. На приемах мне часто приходилось видеть детей, складывающих из кубиков сложные слова, но не желающих или не умеющих разговаривать. Помню одну девятилетнюю девочку, которая с двух лет читает, но до сих пор не может пройти по прямой дощечке или бросить мячик прямо – нарушена координация движений. Во всем должна быть мера и гармония. И это проблема многих вундеркиндов, родители которых зациклены на раннем образовании. Действительно, это уже образование, а не развитие. Чем раньше начинается интеллектуальное образование, тем больше может пострадать физическое развитие. А ведь здесь наяву отсутствие гармонии – чем раньше начинается интеллектуальное развитие, тем больше может пострадать физическое. Чтобы избежать таких перекосов, мы начали с нашими пациентами заниматься гармонизирующей живописью. Родители быстро и хорошо восприняли наши занятия. И после различных «развивалок» приходят к нам.

Еще один пример из практики. Родители, которые не доверяют собственному мнению и по любому вопросу обращаются к врачам, психологам, педагогам – отнюдь не редкость. До недавнего времени я была уверена, что таких мам и пап изменить трудно, почти невозможно. Но случай с мамой одного маленького пациента изменил мои взгляды. Малыш заболел коклюшем; его кашель приводил маму в паническое состояние, она ежечасно звонила мне с вопросами, что делать, какой препарат дать. Гомеопатические препараты, назначенные через неделю после начала болезни, не приносили быстрого (как хотела мама) результата. Жили они за городом, ребенка я не видела, а заочно назначения редко бывают правильными. На очередном занятии родительской школы (включающей и занятия по практической гомеопатии), присутствовала и эта женщина. Я подробно рассказала о коклюше и его особенностях, о том, что такое здравый смысл, о роли врача, его миссии советчика, но не вершителя судеб, и многое другое, мысленно адресуя сказанное именно этой мамочке. К моему величайшему удивлению, через две недели, мама с гордостью сообщила мне, что сама подобрала гомеопатический препарат своему малышу, и как он сразу же подействовал. Это было абсолютно правильное назначение в данном случае. Теперь я уверена, что здравый смысл может проснуться даже в самом безнадежном на первый взгляд случае. Нужно только его разбудить, подумать самой, посоветоваться. Иначе можно стать вечным   пациентом и кормильцем моих коллег.

Ребенок родился. Что дальше .Что делать молодой маме. Быть одноврменно хорошей матерью/женой и преуспеть при этом на карьерном поприще – задача не из простых. И самое непростое, это влияние такой маминой жизни на ребенка, на его Здоровье, Успех, Счастье. Ведь кто возьмет на себя смелость быть однозначным в вопросе, что лучше для ребенка – видеть счастливую мать, занятую любимым делом, только по вечерам или раздраженную круглосуточно. Пребывание матери дома первые три года жизни ребенка – принцип наилучший и правильный, но в реальности не всегда выполнимый. И если женщина, стиснув зубы, следует этому правилу, это еще не значит, что она будет образцовой матерью. Возможно, как раз наоборот, женщина, отдавшая по необходимости кроху в ясли, но горячо любящая его, и будет по-настоящему хорошей матерью. Поэтому казнить себя за то, что рано вышла на работу, не нужно. Я пришла к выводу, что зачастую хорошая няня даст больше ребенку (с 1,5-2 лет), чем близкие и родные. Представьте, мама крутится у плиты, стирает, убирает. А няня весь день может спокойно посвятить малышу, накормить его, поиграть с ним, и при этом не нервничать, что не успеет сбегать в магазин. Конечно, если мама готова весь день посвятить ребенку, оставив время для приведения себя в порядок (о муже тоже забывать не стоит!) – то это лучший вариант для малыша. Если бабушка готова целый день играть, заниматься только ребенком – нет вопросов. Но, обратите внимание, не сидеть с ним, как обычно говорят, а бегать, играть в куклы и индейцев, лепить, клеить, рисовать, петь, читать, разучивать стихи и делать еще многое, многое другое.  И так каждый день. Это большой труд. И такая самоотверженность, наверное, исключение из правил. Современные женщины тоже хотят все успеть.

По какому принципу следует выбирать няню, воспитателя?  И в этом случае вам поможет здравый смысл. Наши романтические представления о няне подчерпнуты из жизни А. Пушкина и его стихов о няне.  Проблема сегодняшнего дня в том, что нынче воспитатели получают образование, базирующееся на обучении заготовленным принципам и правилам. И вот совсем неслучайно лучшими нянями, своего рода современными Аринами Родионовнами, зачастую оказываются люди без специального педагогического диплома. Это те, кто решил посвятить себя воспитанию детей из любви к ним. Другие на этом поприще долго не задерживаются. Когда родился внук, я организовала собственную группу в детском садике. Но мало кто из приходящих претендентов на вакансию воспитателя, понимал мой вопрос: «Любите ли вы детей?» На стол выгружались стопки разнообразных сертификатов и дипломов, а ключевой вопрос оставался не услышанным. Каким должен быть воспитатель? Это не просто надсмотрщик за ребенком. Прежде всего, это человек, который работает и с детьми, и с родителями и развивается сам. Тот, кто любит и понимает детскую натуру и готов сам учиться у своих воспитанников. Важно то, как воспитатель относится к ребенку, уважает ли, почитает ли его, имеет ли он сам чувство собственного достоинства? Ведь не имея этого качества, невозможно сформировать его у детей. Предлагает ли он вам, родителям, идеи для воскресного общения с ребенком? Вы скажете, что такой воспитатель – из области фантастики.  Оглянитесь вокруг, может быть, он находится рядом с вами. Кстати, мне, в конце концов, удалось найти воспитательницу, которая действительно любила детей. Мне и детям повезло.

До сих пор мы говорили о здравом смысле. Но в вопросах воспитания одновременно необходимы творчество, прорывы, развитие воображения. Дети учатся благодаря подражанию, и вы, и няня навсегда останетесь в памяти ребенка. Первая няня внучки обладала хорошим вкусом, так красиво причесывала кукол и ребенка. Одевая на свою подопечную обычную одежду, умела сотворить из наряда настоящее произведение искусства. И внучка с ней становилась красивее, наряднее, женственнее. Обстоятельства сложились таким образом, что появилась другая няня.  У нее не было столь тонкого дизайнерского вкуса, но явно были другие таланты.  С ней внучка запела, стала ставить спектакли.  Подражание – это одна из форм обучения ребенка. И чем разнообразнее будут его впечатления, тем богаче чувственный опыт. Говорят, что после трех лет поздно воспитывать. Но, скорее всего, поздно уже после первых дней жизни. Вся впитанная в первое время информация откладывается в душе и позже становится чувствами, настроениями, руководством к действию. Конечно, чрезвычайно важны и первые годы жизни. Огромная ответственность лежит на родителях. Самая прекрасная няня не заменит материнского тепла. Его не даст ребенку и самая самоотверженная бабушка. Поэтому до полутора – двух лет маме лучше находиться рядом с ребенком. Какой образ мыслей, привычки, жесты, душу впитает ребенок в первые годы жизни – все это он возьмет в свою будущую жизнь. Быть родителями, няней, воспитателем – это уже творчество, без которого не вырастить счастливого и здорового ребенка.

К сожалению или к счастью, родителями не рождаются, ими становятся – и в первый раз, и во второй, и в третий. Так же как и бабушками, дедушками. И в этом случае без воображения не обойтись. Попробуйте общаться с ребенком по инструкции. Быть родителями – это искусство, профессия, которую постигают шаг за шагом. Она требует опыта, который не приходит без ошибок. Я очень благодарна дочке и свои внукам, которые многому научили меня в жизни. Благодаря которым,  появилось желание поделиться своими знаниями и наблюдениями. Не все и всегда было просто. Каждый этап в развитии ребенка требует новых навыков и у нас.  Понять и выдержать это поможет чувство собственного достоинства, движение, поиск. Прав был Гегель, утверждая: «Заблуждается тот, кто боится заблуждений». Невозможно заранее, не родив ребенка, выбрать линию поведения с ним. Появившись на свет, сын или дочь может совершенно изменить ваши представления о воспитании. Допустим, вы заранее продумали, каков будет режим грудничка. А что вы станете делать, если малыш возьмет за правило просыпаться в два часа ночи и требовать молоко? Да и длительность кормления грудью, продолжительность сна можно установить только опытным путем. Поэтому отложите принятие каких-либо решений на будущее, когда увидите, каков ваш малыш. Взрослых воспитывают дети, конечно, если между ними есть взаимопонимание и желание учиться друг у друга. Чтобы стать хорошими родителями, стоит взять  на вооружение несколько советов: 1.Критически относитесь к стандартным  рекомендациям. 2. Закройте уши и слушайте свое родительское сердце, обращайтесь к здравому смыслу,  интуиции.  3. Учитесь у своих детей и внуков.

Альберт Эйнштейн однажды дал такое определение: “Здравый смысл есть набор предубеждений, который мы приобретаем по достижении восемнадцати лет”. Здравый смысл способен уберечь вас от некоторых ошибок. Но он точно не способен вдохновить вас на прорыв, когда речь идет о развитии творческих способностей, исследовательского духа, неординарных решений. Если исходить только из здравого смысла, то никогда бы не было ни Стива Джобса, ни Билла Гейтса, ни многих других, которые начинали работать вопреки общепринятым представлениям, не имея элементарных условий для работы.

Доверяйте, но все  проверяйте. Мы ошибаемся куда чаще, чем нам кажется, особенно если мы абсолютно уверены в своей правоте. Настолько часто, что социологи даже ввели в оборот новый термин — синдром сверхуверенности — и проиллюстрировали его действие на множестве примеров. Они задавали людям ряд вопросов, а затем просили респондентов оценить степень их уверенности в каждом из ответов от 0 (не уверен) до 100% (абсолютно уверен). Что же произошло? 15% всех ответов, в которых респонденты были абсолютно уверены, оказались неправильными. Так что, как бы вы ни были уверены в чем-либо, в 15% случаях вы ошибаетесь. Всегда ставьте под сомнение все свои решения. Даже если вы абсолютно уверены, вы часто не правы. И наконец, не позволяйте другим влиять на свои решения и не принимайте точку зрения того, кто уверен больше других. Многие люди используют уверенность как средство убеждения, потому что они стремятся к единоличной победе. Некоторые из них могут быть искренни в своих мнениях, но честность отнюдь не тождественна правоте. Если вы сами или кто-либо в чем-то полностью уверен, поставьте это под сомнение.

В моей книге «Мир Мая», посвященной духовному миру ребенка, нет декларативных советов по воспитанию. Я очень надеюсь, что она будет импульсом для понимания того, что хорошо для наших детей, а что плохо. Как здравый смысл соединить с творческим воображением. Как наши дети прекрасны. Как они достойны любви, восхищения, благоговения (да-да, благоговения!). Как, наконец, сделать так, чтобы наши дети росли счастливыми, здоровыми и успешными.

В следующей главе:

- Как дети выбирают себе родителей?

- Из каких энергетических оболочек состоит ребенок? Какое это имеет значение?

- Советы для будущих мам: гомеопатическая аптечка

- Воспоминания детей

- Беременность и «Madonna del Parto» художника  Piero della Franceska

 

 
 

Техническая потдержка